Русский бильярд

Не вдаваясь в подробное описание бильярда, ограничусь лишь указанием на то, что требует современное искусство бильярдной игры.

Плоскость бильярда состоит из двух квадратов, сложенных вместе. Эта древняя форма очертаний бильярда основана на глубоком изучении бильярдной игры. Разумеется, если бы бильярд имел очертание строгого квадрата, то дуплеты, триплеты и вообще все "отраженные" шары шли бы с замечательною правильностью. Тоже было бы на круглом бильярде. Но только бильярд в виде четырехугольника дает массу разнообразных положений шара, и вот почему эта форма сохраниться на веки.

Хороший бильярд должен быть, прежде всего велик. Это основное достоинство имеет такое большое значение, что как бы маленький бильярд ни был точен, изящен и строг, иной отличный игрок играть на нем не станет.

И это справедливо. На малом бильярде другой удар, другой расчет. Игрок, превосходно играющий на большом бильярде, играя на маленьком также уверенно и свободно, часто подставляет шары и с раздражением видит, как партию выигрывает заведомо слабейший игрок. А это легко понять, ибо что на большом бильярде отыгрыш, то на малом подставка. Одним словом, здесь наиболее очевиден основной закон бильярдной игры: чем фальшивее, легче и меньше бильярд, тем силы хорошего и дурного игрока более уравновешенны. Вот почему первоклассный игрок никогда не станет играть на скверном бильярде.

Бильярд должен быть строг и правилен - не только в смысле фабрикации его бортов и луз, но и относительно подбора шаров к лузам.

Ведь всякий бильярд на первый взгляд нетрудно сделать строгим: стоит лишь взять шары, которые едва бы входили в лузы. Правда это будет относительная строгость. Истинная строгость заключается в соблюдении математической пропорциональности между размерами бильярда, величиною луз и диаметров шаров. При этом должно иметь ввиду следующий важный закон всех русских партий: требуется, чтобы всякий шар в любую лузу падал при сильном ударе, по борту в среднюю лузу играть было бы невозможно.

Удовлетворить этому закону в техническом смысле очень трудно, но возможно. Впрочем некоторые мастера не признают, что бортовой шар, один из самых блестящих ударов на бильярде, мог падать идя по борту. Другие мастера и большинство из них стремятся, напротив, облегчить делание бортовых шаров. Для этого они понижают плоскость бильярда у бортов, вследствие чего шар тянет к борту, и потому шары, даже неверно взятые, при тихом ударе непременно сваливаются в лузу.

В настоящее время даже почти невозможно встретить строгого бильярда, на котором шар шел бы по борту. Теперь таких бильярдов не умеют делать. Бильярды наследников Фрейберга часто так строги, что партию хорошие игроки играют около часу. Значит, на этих бильярдах учтены все разнообразные элементы игры и все принесено в жертву только одной точности прицела. Эту игру следует называть грубой. Такой бильярд по своей односторонности приближается к кегельбану.

На точном бильярде вся чистота и прелесть игры зависит от разумной вырезки бильярдных луз, а поэтому обращаю внимание бильярдных фабрикантов на этот вопрос.

Техника игры.

Техника бильярдной игры заключается: в умении играть равно успешно сильным и тихим штосом, делать прямые удары, резать, уметь дуплетировать и наконец - владеть выходом и отыгрышем.

- Слог - человек, давно сказал Карамзин, подразумевая, что у всякого человека свой собственный слог.

Подобным же образом, смело можно сказать, что удар - человек, и что удар определяет характер.

В самом деле даже для самого невнимательного наблюдателя очевидно, что у всякого бильярдного игрока хорошего или плохого, все равно, своя манера играть, свой удар. Повсюду слышны выражения: у него красивый удар, у того-то смелый удар и т.д. Следовательно, качество зависящее от талантливости или бездарности каждой отдельной натуры.

Нет сомнения, что путем долгих и беспрерывных упражнений можно изощрить до поразительности глаз, усвоить неимоверную точность удара, но удара артиста этого свободного, смелого и широкого размаха нельзя приобрести ничем, если нет его от природы.

Выше сказано, какое огромное значение имеет правильная постановка корпуса при продолжительных партиях. Эта постановка сильно влияет и на смелость и красоту ударов. В сущности говоря, красота игры - это вещь второстепенная. Но все-таки нельзя не отдать ей справедливости, красивая игра - вещь завидная.

Многие игроки, разделяя это воззрение, стараются играть щегольски, пренебрегая точностью прицела и правильностью хода кия. И что ж: многие их удары действительно приводят зрителей в восхищение, но партии обыкновенно бывают ими проиграны.

Поэтому, если вы не имеете от природы красивого удара, не гонитесь за ним. Лучше работайте упорно, развивайте философское хладнокровие, и вы, пожалуй, никогда не пожалеете о том, что природа обошла вас в другом отношении.

Игроки, играющие постоянно на большие деньги привыкают играть ровным, умеренным и беспощадно правильным ударом. В этом ударе нет резких ни forte, ни piano - он очень сам по себе однообразен и самоуверен. Такой удар называется коммерческим.

Игрок, привыкший играть подобным образом, никогда не станет рисковать, никогда из вредной хвастливости не пренебрежет подставкой и лишь разве случайно сам сделает подставку. Такая игра, разумеется, очень поучительна, но она и суха и, если можно так выразиться, слишком машинна. В ней нет огня, аристократического выполнения и вкуса.

Притом, когда с коммерческим игроком сойдется артист, с блестящей техникой и разумным риском, хотя и равной силы, то первый обескураживается, что подряд начинает проигрывать все партии.

Некоторые утрируют коммерческий удар. Находясь в ложном заблуждении, что чем тише удар, тем легче вернее пустить шар, они доводят слабость удара до смешного - тогда у них получается "нищенский удар".

Многие, желая подействовать на хладнокровие партнера, всю игру играют необычайно осторожным иезуитским ударом, бесконечно долго прицеливаясь и меля кий. Все эти приемы недостойны настоящего игрока.

Совершенно прямой удар на значительном расстоянии между шарами справедливо считается самым трудным ударом на бильярде.

При делании прямых шаров надо обращать очень большое внимание на прицел, Ошибочно многие думают, что если стоит прямой шар, так его и надо бить с размаха. Во-первых, строго прямой шар представляется сравнительно редко; во-вторых, всякий прямой шар требует особой игры в каждом частном случае.
Прежде чем перейти к этим частным случаям, рассмотрим значение штрихов.

Легче всего сделать прямой шар накатом. Так это и советую делать новичкам. Значительно труднее играть прямого клапштосом и еще труднее оттяжкой. Однако этими тремя штрихами не должен довольствоваться артист. Он должен пользоваться иногда и французским ударом.

Прямые шары составляют главную особенность партии в пять шаров. Часто случается, что белый останавливается как раз против красного и противоположной лузы. Тогда игрок хотя бы и играл накатом, клапштосом или оттяжкой - белый очевидно все равно останется на прямой, соединяющий центры соседних луз - и играть потом красного в угол нет возможности. Вот для этого-то случая и требуется французский удар по прямому шару, после чего уже красного легко играть в угол.

Надо заметить, этот штрих крайне труден. Если наклейка суха, то нечего и думать играть подобным образом.
Коснемся теперь некоторых частных случаев при игре прямого шара.

Прямой шар в угол.

В этом случае безразлично, каким ударом играть, Луза видна достаточно, и при верном ударе шар неминуемо упадет в нее. Советую обратить внимание на следующее обстоятельство: при всех угловых прямых шарах надо прицеливаться не в центр лузы, а несколько левее для шаров направо в угол и правее для шаров налево в угол. Причина этого обстоятельства заключается в самом устройстве бильярда, в чем немедленно может всякий убедиться.

Если белый шар стоит ближе к длинному борту, то играть шар несравненно труднее. При сильном ударе шар неминуемо вырвется. Впрочем, это зависит от бильярда. Есть бильярды до того строгие, что другого удара, кроме самого сильного и нельзя делать, так как иначе выйдет подставка. Встречаются прекрасные бильярды, на которых бортовые шары лежаться при среднем вполне верном по прицелу ударе. На бильярдах с очень упругими бортами, бортовики падают лишь при самом тихом ударе.

Тоже прямой шар вдоль борта в угол.

Играется лучше средней силы ударом. На строгом бильярде очень труден и при неудаче делает подставку. Следует избегать играть подобных шаров на незнакомом бильярде.

Прямой шар в среднюю.

На очень строгом бильярде иногда можно играть таких необыкновенных шаров в среднюю, что невольно дивишься, как шар падает. Дело в том, что при игре под очень большим углом в среднюю большую роль играет оптический обман: отсутствие центральной точки прицела. Шар следует играть нищенским ударом, не рискуя сделать подставку.

Резка.

Под резкой вообще понимается делание шаров, стоящих на малых углах к принимающим лузам.

Прицел при резке легок, вот поэтому главную силу своей игры основывают на резке. Резка имеет за собой и то огромное достоинство, что на бильярде гораздо более всегда шаров, которых можно резать, чем играть прямо.

Однако резка имеет большие неудобства: 1) При резке крайне трудно определить, где станет после удара свой шар, т.е. неудобен выход 2) Заметив пристрастие противника к резке, очень легко избегать подставок для резки.

Смелая и уверенная резка составляет отличительную черту хороших русских игроков. Чрезмерная и весьма тонкая, характеризует польских игроков. Игравшие только французские партии, выработав в себе все тонкости удара, долгое время совершенно не могут резать: они перерезывают шары, т.е. берут слишком тонко. Зато прямые шары у таких игроков безукоризненны.

Резать в большинстве случаев надо умеренным ударом. Играть шар вообще, как раньше было сказано, можно только тогда, когда видна, при строгом прицеле, та точка, по которой следует бить шар. Поэтому, если шары стоят под углом в 90 градусов, то это будет уже предел резки, которая поэтому и называется "предельной".

Но на бильярде есть возможность сыграть и тогда шар, когда угол немного меньше 90, т.е. когда точки не видно.

При исследовании французского удара выяснилось, что свой шар получает два движения. Вот, пользуясь этими двумя движениями, и достигают выполнения чрезмерной резки, делая резку "французом".

Это лучше всего показывать на примере.

Пусть при таком положении шаров угол между ними и принимающей лузой будет 80 градусов. По видимому резка невозможна. Но если пустить своего французским слева направо, чуть тушуя белого, то шар срежется. В самом деле, в момент прикосновения шаров, белый шар получит два движения: одно поступательное, другое вращательное, весьма слабое, но достаточное, чтобы свернуть шар к лузе, да кроме того, удар нанесен почти в точку прицела.

"Прямой шар" и "резка" - это брат и сестра. Никому не надо отдавать предпочтения и тому, или другому штосу. Пристрастие к "любимчикам" вообще крайне вредно отзывается на игре. Артисты должны одинаково свободно владеть всеми тонкостями игры. Все сказанное относиться только к правильному и строгому бильярдам.

Очень часто встречаются бильярды, сооруженные наобум, то есть с широкой средней лузой и с узкими угловыми, или наоборот. Хотя на подобном бильярде игра не интересна и артист не должен бы вовсе играть, но если это и случиться, то поневоле надо примеряться к такому бильярду и его недостаткам.

Бортовой шар.

Этот шар лучшая приманка для неопытных игроков, и он очень часто решает судьбу партии.
Бортовым шаром следует называть тот шар, который стоит вплотную около борта. На строгом и верно установленном бильярде такой шар падает. Может быть, это замечание возбудит разногласие у игроков, но мне еще не приходилось встречать фрейберговского бильярда с правильно подобранными шарами, на котором точно взятый бортовой шар не падал бы.

Этот шар один из труднейших и блестящих шаров на бильярде. Кто кладет бортовиков, как и подобно тому, кто кладет прямых, близ борта в среднюю, тот помимо прекрасной техники обладает еще выдержанным характером.

Прицел в бортовом шаре не труден. Удар разнообразный, и в каждом частном случае надо знать, как ударить.

На польских и французских бильярдах бортовики - вполне бессмысленные шары. На польских борты так положены, что при неверном ударе шар все-таки следует вдоль борта и сваливается; на венском - лузы вырезаны перед бортами, - делание бортовых шаров сводится на грубое пихание их в дыру. Вот некоторые положения бортовых шаров на правильном фрейберговском бильярде.

Бортовой шар по короткому борту.

При этом положении шаров ударяют своим по белому, как бы норовя снять его с бильярда, поддать вверх. Для этого отнюдь не надо, чтобы свой одновременно касался и борта. Удар накатом или умеренный клапштос.

Прямой бортовой шар по длинному борту.

Этот шар очень легок. Тщательно прицеливаясь, пускают свой легким клапштосом.

Бортовой шар по длинному борту.

В этом случае сделать шар довольно трудно. Советую пустить своего длинным накатом, ударяя одновременно по шару и по борту. Сила удара - в зависимости от упругости бортов бильярда.

Легче всего делать бортовых шаров, когда надо ударять через шар (заяц). Тогда шар должен падать, как по заказу.

Теория удара.

Теория удара упругих тел. Удары бильярдных шаров. Штрихи (штосы): Французский удар (Боковик). Все его виды. Лемановский удар.

Как известно в физике рассматриваются весьма подробно законы упругих тел и выводятся формулы, выражающие силу удара шаров, скорость после удара и т.д.

К сожалению, все эти формулы выведены только для шаров, имеющих одно движение - поступательное, т.е. вперед. В бильярдной же игре приходится постоянно рассматривать удары шаров, имеющих два или даже три движения. При разборе этих ударов условимся называть свой шар красным и положим, что на бильярде произвольное число белых шаров, необходимые для разъяснения той или иной вариации игры - обобщим таким образом все бильярдные партии для изучения законов ударов шаров.

Не трудно заметить, что шары соприкасаются с собой в точках. Надо добавить, что при сильном ударе, вследствие значительной упругости слоновой кости, эти точки являются далеко не геометрическими. Поэтому шары легко передают друг другу не только поступательное, но и вращательное движение. Затем, выше было сказано, что такое "истинная точка прицела", и что для каждого частного случая положения шаров она одна, и когда ее видно, говорят: "шар виден"; когда не видно, то говорят: "шара не видно". Переходим теперь собственно к эффектам бильярдной игры.

Клапштос
Физика учит, если шары имеют одинаковый размер, то когда один шар ударит другого, то последний отскочит, а ударившийся остановится неподвижно на месте. То же самое всегда бывает на бильярде, но для этого надо так ударить кием красного, чтобы он получил только одно поступательное движение (центральный удар). Тогда после удара белый полетит в лузу, а красный остановится на месте. Это и есть "клапштос".

Таким образом, если ударить кием в центр шара "в плоскости параллельной бильярду", то получится клапштос.
Клапштос очень красивый и полезный удар. Он очень легок на коротком расстоянии и очень труден на дальнем. Вообще ко всем штрихам (за исключением наката) применяется следующий закон: трудность исполнения штриха пропорционально расстоянию между шарами. Особенное значение имеет клапштос в игре a la guerre, что увидим далее.

Накат
Часто бывает нужно, чтобы красный шар после удара пошел вперед. Для этого ударяют красного протяжным длинным ударом плавно в плоскости, параллельной бильярду, в верхнюю часть шара. Тогда красный, двигаясь вперед, завертится еще и сверху вниз, и когда он ударит по белому шару, то передаст последнему только свое поступательное движение, движение же сверху вниз сохранит и поэтому, задержавшись на мгновение на месте, после удара двинется вперед. Подобный удар называется "накат".

Накат самый обыкновенный и самый легкий штрих. Все новички начинают играть только накатом. Притом при накате вернее всего прицел и удар, так что есть весьма сильные игроки, употребляющие исключительно этот удар. Особенно важное значение имеет накат при игре на польском бильярде. Но при всем том искусство выхода и отыгрыша требует употребление других ударов, которые необходимо изучить.

Оттяжка
Иногда требуется, чтобы после удара красный ушел назад. Для этого опять таки надо красному сообщить два движения: одно поступательное, а другое вращательное снизу вверх. Тогда по предыдущему примеру красный после удара передает белому поступательное движение, сохранив свое вращение снизу вверх, и постояв на месте, двигается назад. Этот удар называется оттяжкой.

Оттяжка самый красивый и самый трудный удар. Многие весьма искусные удары немыслимы без оттяжки. Применение этого удара весьма обширно.

К сожалению, по трудности его, кто слишком часто употребляет оттяжку, тот скоро утомляется. Оттяжку по произволу можно сделать на четверть стола и на длину всего бильярда. Все зависит от умения игрока. Ударяя кием в плоскости, почти параллельной плоскости бильярда, нет надобности размахиваться слишком сильно. При оттяжке всего важнее мгновенность и мягкость удара. Притом, огромное значение здесь имеет наклейка. Эластичная до известной степени и шероховатая, лучше всего.

Если хотят сделать очень крутую оттяжку, или если красный и белый стоят очень близко, тогда необходимо ударить кием сверху вниз под углом в 45 градусов. Этот короткий и быстрый удар в высшей степени труден, и употребление его тотчас обличит игрока высокой силы, подобно тому, как и удар клапштосом через весь бильярд.

Французские удары

Все рассмотренные удары - обыкновенные штосы, употребляемые игроками средней и хорошей силы, и производятся ударом кия в вертикальной плоскости в центр шара, выше или ниже его, смотря по желанию. Но игроки превосходной силы для разнообразия выхода и отыгрыша употребляют еще, так называемый французский удар, который производится ударом кия по красному в точки, находящиеся вправо или влево от центральной вертикальной линии шара.

Клапштос французом Положим желательно, чтобы после удара почти прямого шара свой шар отошел вправо и притом только вправо. Для этого ударяют кием по красному не в плоскости вертикальной, а отступая вправо от нее по линии от центра.

Действительно, тогда красный опять получит два движения: одно поступательное, а другое вращательное справа налево, и по всей вертикальной плоскости бильярда. Столкнувшись с белым и передав ему поступательное движение, красный отскочит вследствие упругости шаров как раз вправо и, завертевшись волчком, увлекаемый своим вращательным движением, пойдет только вправо. Этот удар довольно труден и главное труден в смысле оценки силы удара кием. Употребление его весьма разнообразно. Подобным же образом, если необходимо, чтобы шар ушел после удара влево, ударяют его кием влево.

Накат французом - тоже эффективный и оригинальный удар. Этот накат употребляется в случае, когда после удара по белому красный должен перейти влево или вправо и притом вперед. Для этого ударяют кием по красному плавно и протяжно в верхнюю часть, отступая вправо или влево от вертикальной линии центра. Накат французом самый легкий из всех французских ударов.

Оттяжка французом - также один из трудных ударов. Она употребляется тогда, когда требуется, чтобы красный после удара по белому ушел назад и еще вправо или влево. Достигают этого, ударяя коротко и быстро красного вниз, но вправо или влево от вертикальной линии центра.

Все эти боковые удары называют французскими, потому что наиболее широкое применение имеют на французском бильярде без луз в карамбольной партии. Эти удары получили огромное значение тогда, когда усовершенствовали кий и наклейку. Главное достоинство их заключается в удобном достижении посредством их отыгрыша или выхода.

Дуговик - так называется особый вид французского удара, иногда применяющийся на бильярде. Предположим, что белый стоит над лузой, другой белый загораживает его. Тогда, чтобы сыграть белого над лузой, надо играть или абриколью, что при настоящем положении шаров крайне не надежно, или дуговиком. Для достижения последнего удара ударяют по красному кием влево (вправо) и вниз, приводя его в сильное вращение вокруг вертикальной оси слева направо, и в то же время сообщают ему поступательное движение вправо от линии между центрами красного и первого белого. Тогда сложение этих двух движений в результате даст движение по дуге, движение столь странное на первый взгляд (парабола).

В самом деле, если бы красный шар, пущенный вправо от упомянутой линии между центрами шаров, не имел бы бокового вращения вокруг оси, то он и пошел бы по прямой линии. Но так как боковое вращение слева направо беспрерывно увлекает его влево, то он и пойдет и вправо и влево, т.е. по дуге.
Перескок - это такой удар, когда красный, перескакивает через загораживающий белый, кладет другого белого в лузу. Для достижения этого штоса, ударяют красного протяжно и сильно под углом в 30 градусов вниз шара. Тогда красный, оттолкнувшись от поверхности стола, скакнет и покатиться по прямой линии. Этого результата можно достигнуть и другим способом. Держа кий в плоскости, параллельной поверхности бильярда, подводят конец кия под нижнюю часть красного. Затем вскидывают шар и перебрасывают его через шар. Этот способ легче, но не так надежен, как предыдущий.

Лемановский удар Под этим названием в русском сочинении о бильярде "Бильярд" описан удар, который я предложил в одном из журналов. Кием быстро и легко надавливают на игральный шар, после чего бортовой падает в лузу.



Hosted by uCoz